Фрагмент для ознакомления
2
Десятилетие назад Консультативный совет европейских судей (КСЕС) принял документ, который знаменует начало эпохи качественно новых подходов к развитию института судебной власти на европейском пространстве в целом. Великая хартия судей, обобщив многолетнюю деятельность Совета, сформировала свод основополагающих принципов, кристаллизованных столетиями развития института судебной власти.
Существование государственной власти и гражданского общества немыслимо без реализации судами миссии верховенства права и правосудия. Современный суд, находясь в координатах правового поля, в первую очередь служит обществу и человеку. Исходя из реалий сегодняшнего дня, глобальной информатизации общественных отношений и права надо говорить и о растущей роли идеологической функции суда. Формирование правовой культуры общества невозможно без коммуникативной деятельности суда. И это накладывает еще большую ответственность на судейский корпус. Тем важнее становится осмысление значения вырабатываемых правовых позиций и возможности их влияния на деятельность суда как государственного органа.
Конституция России 1993 года установила юридический базис функционирования органов правосудия, а федеральное и региональное законодательство установило элементы условий осуществления конституционных предписаний, обусловило, в том числе, и правовое регулирование института судей. Однако, принятие в 2011 г. ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» установило задачу осуществления его принципиально современных установлений (в первую очередь, института судебных присутствий) в ходе осуществления правосудия судьями.
В научной правовой литературе нет дефицита в изысканиях, которые посвящены судебной системе, тем не менее, практически все они направлены на анализ характеристики отдельных частей (либо элементов) судебной системы.
Не теряют своей актуальности теоретические исследования о судебной системе и в силу того, что законодатель не торопиться внести изменения в явное дискуссионное отождествление «суда», а также сформировать терминологический инструментарий, который определял бы суть института юстиции, обозначил его задачи, установил дальнейшие перспективы его развития.
Вышеуказанные и многие иные проблемы требуют всестороннего изучения в целях создания и установления путей улучшения работы судебной системы нашей страны.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с функционированием судов как государственных органов.
Предметом курсовой работы выступает законодательство, которое регулирует работу судебной системы.
Цель курсовой работы заключается в раскрытии полномочий суда как государственного органа, осуществляющего судебную власть.
Отмеченная цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть становление суда как государственного органа;
- рассмотреть особенности деятельности суда по обеспечению судебной власти;
- обозначить понятие и сущность судебной власти;
- выделить функции судебной власти.
Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы для реализации цели и решения указанных задач использовались общие принципы познания, общенаучные подходы: системный, функциональный; методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды отечественных ученых по общим вопросам судопроизводства, вопросам организации и функционирования судебных органов: Е.В. Бурдиной, М. А. Бучаковой, С. А. Воскобитовой и многих других.
Нормативную базу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и другие.
ГЛАВА 1 МЕСТО СУДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Становление суда как государственного органа
В любом обществе и государстве существует судебная власть и органы, ее осуществляющие. Она является обязательной, но самостоятельной ветвью государственной власти, организуемой на основе известного принципа разделения властей по горизонтали. Но в государствах с федеративным устройством как союза, объединения государственно-правовых образований разделение власти происходит и по вертикали - на уровне федерации и ее субъектов. Это объективно существующее явление и процесс с целью сбалансированного решения интересов федеральной и региональной власти, сохранения полноты государственной власти в субъектах Российской Федерации.
В первые десятилетия советской власти этому принципу разделения государственной власти придавали большое значение, в чем можно убедиться на примере судебной власти и органов, ее осуществляющих, в национально-государственных автономных образованиях. Так, в Северной Осетии были организованы и осуществляли правосудие избираемые гражданами посреднические (третейские), местные, сельские, горские, шариатские и народные суды и Главный суд как высшая судебная инстанция. Большинство из них, за исключением последних двух судов, действовали и в царский период. Они осуществляли правосудие на основе обычного права (адатов), которое как материальное и процессуальное право формировалось на основе народных обычаев. Оно имело весьма развитый характер, в частности, в Осетии. В связи с этим обычное право стало предметом исследования признанных отечественных и зарубежных ученых .
Процесс реформирования судебной системы Российской Федерации тесно связан с развитием правовой, демократической государственности. В условиях реформирования российской судебной системы понимание роли, значения и функций судебной власти в механизме государства существенно изменилось, поскольку главной целью функционирования судебной власти провозглашена защита прав и свобод личности.
Анализ сущностных характеристик, смысла, функций судебной власти позволяет выявить ее особую роль в системе государственной власти и определить пути дальнейшего реформирования и совершенствования. Как отмечает В.Д. Зорькин, судебная реформа является сердцевиной всей правовой реформы . Формирование правовой государственности в России в значительной степени зависит от эффективного функционирования судебной системы, от результатов судебной реформы.
Провозглашение России правовым, демократическим государством (ст. 1 Конституции РФ ) означает, что организация и функционирование органов государственной власти четко регламентированы нормативно-правовыми установлениями, закрепляющими признание и защиту прав и свобод человека и гражданина. Эти конституционные положения Российского государства позволяют установить основные направления конституционализации судебной власти, а также определить роль судебной системы в формировании и развитии российского конституционализма. Конституционализация судебной власти характеризуется ее главной функцией - функцией защиты прав личности, реализуемой в соответствии с конституционным правом граждан на доступ к осуществлению правосудия. Концепция судебной реформы 1991 г. нашла свое воплощение в положениях российской Конституции, закрепившей основные принципы, цели
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 04.03.2022.
2. Рекомендация № Rec(2010)12 Комитета министров Совета Европы «О судьях: независимость, эффективность и ответственность» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 03.03.2022.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994. - № 13. - Ст. 1447.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.
7. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6217.
8. Федеральный закон от 20.07.2020 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2020. - № 30. - Ст. 4750.
Научная и учебная литература
9. Адашкин Д.А. Сущность и социальные функции судебной власти в современной России // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 8. С. 42 - 51.
10. Бурдина Е.В. Органы судейского сообщества в судебной системе России: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 177.
11. Бучакова М.А. Судебный контроль: некоторые теоретические подходы // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 1 (50). С. 156 - 161.
12. Воскобитова С.А. Сущностные характеристики судебной власти: монография. М.: Норма, 2017. С. 71.
13. Гук П.А. Судебное толкование норм права // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 72 - 78.
14. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. С. 225.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова, Б.С. Крылова [и др.]. М., 1996.
16. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: ИД «Юриспруденция», 2010. С. 46.
17. Лазарев В.В. Право законодательной инициативы высших судов и проблемы его реализации // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 5 - 12.
18. Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества в современной России (обзор материалов всероссийского научно-практического круглого стола) // Государство и право. 2011. № 9.
19. Марченко М.Н. Судебная власть: основные признаки и особенности // Российское правосудие. 2007. № 5 (13). С. 5 - 6.
20. Между законом и справедливостью // Российская газета. 23.03.2020. № 61 (8115). С. 1, 11.
21. Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть II). С. 84.
22. Морозова Л.А. Исполнение судебных решений или уважение к суду // Lex russica. 2015. № 11. Т. CVIII. С. 128.
23. Нарутто С.В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 30.
24. Тузов Н.А. Выражение функций органов судебной власти в судебных актах // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 96.
25. Цалиев А.М. О судебной власти в России (в свете конституционных новелл) // Российский судья. 2021. № 4. С. 35 - 40.
26. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008.
Судебная практика
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 № 9 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 6. – 2013.
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 1. - 1996.